Смазка для транспортерных лент
Успешная деятельность любого пищевого предприятия самым непосредственным образом зависит как от качества выпускаемой продукции, так и от внешнего облика и безопасности упаковки. Независимо от тары выпускаемой продукции, будь то стеклянные или пластиковые бутылки, многослойные пакеты Тетра Пак или любая другая емкость, внешний вид упаковочного материала должен быть на высоком уровне. Эту задачу на производстве помогают регулировать разнообразные смазочные вещества для транспортерных лент, ключевой ролью которых является уменьшение трения между упаковкой продукта и лентой конвейера. Учитывая частые загрязнения транспортерных лент, приходится временно приостанавливать весь производственный процесс, чтобы воспользоваться моющими либо дезинфицирующими препаратами. В итоге тратится достаточное количество времени, следствием чего является задержка очередной поставки продукции. В связи с данными обстоятельствами, смазки для транспортерных лент конвейеров должны обладать рядом функций, обеспечивающих бесперебойную работу производственных конвейеров. Основные задачи, которые должны выполнять смазки:
— Понижение уровня шума;
— Уменьшение вибраций поверхности ленты;
— Антикоррозия;
— Снижения трения между упаковкой и лентой;
— Очищающий эффект;
— Удаление запахов;
— Дезинфицирующий эффект.
Все это способствует экономии электроэнергии и времени, тратящегося на производственный цикл.
Критерии выбора смазочного материала
При выборе смазывающего вещества в первую очередь необходимо обращать внимание на жесткость воды. Степень жесткости определяется количеством содержания минеральных солей в воде. На производственных промышленных объектах для приготовления рабочих растворов используется водопроводная вода со всевозможными примесями, которые не способны до конца растворяться. По этой причине смазка для транспортерных лент должна иметь в своем составе специальные элементы, именуемые комплексообразователями. Они способны помешать появлению солевых отложений на конвейерных лентах, смягчая применяемые рабочие растворы и блокируя содержащиеся в них соли.
Бытовые синтетические моющие средства или простые мыльные растворы не содержат комплексообразователей, поэтому вопрос образования солевого налета на элементах конвейерной ленты встает наиболее остро. Это становится причиной образования нерастворимых солевых отложений, в результате чего засоряются фильтры и элементы, отвечающие за взбрызгивание смазывающего раствора. Соответственно значительно снижается скольжение упаковки продукта по ленте технологического оборудования.
Второй важный критерий, на который стоит обратить внимание — пенообразование. Смазка для транспортерных лент, обладающая обильным пеноообразованием, снижает непосредственно смазывающее действие рабочего раствора. В итоге он неправильно распределяется по оборудованию и промывка ленты существенно ухудшается, что и приводит к ухудшению скольжения упаковочной тары.
Моющая способность также является важным показателем при приобретении смазки. Хорошие моющие свойства подразумевают исключение дополнительных моющих и очищающих препаратов для транспортерной ленты, что в свою очередь экономит финансовые средства и время. Это свойство достигается при помощи включения в состав смазки ПАВ, повышающих смачивающую способность рабочего раствора и помогающих эффективно бороться с загрязнениями различного характера. Кроме того смазка для транспортерных лент имеет в своем составе диспергирующие компоненты, растворяющие нерастворимые в воде вещества. Такие добавки способствуют удалению металлических частиц или отложений между элементами конвейерной ленты. Такие отложения вызывают активное размножение вредоносных микроорганизмов, поэтому своевременная очистка с помощью диспергирующих компонентов чрезвычайно важна.
Помимо приведенных критериев необходимо также учитывать совместимость смазки с материалами конвейера и скорость непосредственно транспортерной ленты. Смазка для транспортерных лент должна обеспечивать бесперебойную работу при различных скоростях конвейерного оборудования.
Классификация смазок
Для разных отраслей промышленного производства применяются определенные виды смазочно-моющих растворов, которые соответствуют требованиям технологического цикла. Как уже говорилось, смазка для транспортерных лент выполняет одну ключевую задачу — уменьшение трения. Этот момент зависит от упаковочных материалов и их объема, а также от материалов цепей конвейерной ленты.
При производстве слабоалкогольных и безалкогольных напитков, выпускающихся в стеклянных или жестяных емкостях применяются металлические транспортерные ленты. Разнообразные сокосодержащие напитки, молоко и прочие жидкости, выпускаемые в многослойной таре Тетра Пак, комплектуются на фторопластовых лентах.
По типу смазки классифицируют на 2 основные категории:
— Смазки только с поверхностно-активными веществами;
— Смазки с поверхностно-активными веществами и кремнийорганическими компонентами.
На пивном, винном и безалкогольном производстве обычно применяются смазки, основанные на ПАВ. Они располагают отличными рекомендациями при массовом розливе в стеклянные емкости и жестяные упаковки. Смазка для транспортерных лент такого типа обладают хорошей смазывающей способностью на металлических цепях конвейера. Если говорить о конкретных примерах, то на предприятиях случается следующее: при розливе напитков в стеклянные емкости герметичность не всегда находится на высоком уровне, вследствие чего жидкость проливается на ленту. Смыть пролившийся напиток необходимо как можно скорее и смазка с ПАВ отлично справляется с этой задачей. Правда некоторые производства используют второй вид смазывающего вещества, обладающего теми же свойствами, но находящегося в более высоком ценовом сегменте.
Соки и другие напитки, разливающиеся в многослойную коробку Тетра Пак производятся с применением второго типа смазки — с содержанием кремнийорганических компонентов. Это обусловлено тем, что состав смазывающего вещества позволяет осуществлять технологический процесс на лентах большей длины, при этом обеспечивая идеальное скольжение на всех участках конвейера. Кроме того такие компоненты позволяют обеспечить и стойкость упаковочных материалов в любых ситуациях. Для Тетра Пак также очень важно водоотталкивающее свойство смазывающего вещества, в противном случае ребра жесткости промокают и целостность и внешний вид упаковки существенно ухудшаются.
Дезинфицирующее свойство смазок для транспортерных лент играет огромную роль. Такой противомикробный эффект сокращает размножение микроорганизмов и ликвидирует благоприятную для них среду обитания.
На сегодняшний день отечественный рынок предлагает смазки для транспортерных лент как от западных производителей, так и средства отечественных брендов. Бренд Plex производит кремнеорганическую смазку Сликер, подходящую для любых материалов конвейера. В зависимости от вида этих материалов и упаковки продукции высчитывается определенная концентрация рабочего раствора, составляющая от 0,05 % до 0,4 %. Если говорить более конкретно, то концентрация зависит от условий промышленного предприятия.
Приобретая смазку, потребитель вправе потребовать всю сопровождающую документацию на продукцию во избежание негативных последствий для предприятия.